9 сервисов для управления недвижимостью
Сегодня управлять своей недвижимостью, можно не выходя из дома. Любую операцию с недвижимым имуществом можно провести в электронном виде, а для оформления бумажных документов – воспользоваться услугой выездного обслуживания. Электронные способы взаимодействия с Росреестром позволяют жителям Алтайского края экономить время и средства.
1. Онлайн-сервисы по выдаче сведений из ЕГРН
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) – основной документ при совершении операций с недвижимостью. Это тот самый документ, который подтверждает права собственности на квартиру, участок, дом, гараж, машино-место. Выписка содержит актуальную информацию об объекте и его владельце – все изменения отражаются в записях госреестра. Сведения можно получить в бумажной и электронной форме, независимо от места нахождения объекта недвижимости, для этого необходимо воспользоваться сервисами сайта Росреестра, Кадастровой палаты либо портала Госуслуг. Выписка в электронном формате поступает на указанный в запросе адрес электронной почты и содержит электронную-цифровую подпись Росреестра, которая защищает документ от подделки. Бумажный вариант выписки можно получить в любом выбранном офисе МФЦ.
2. Онлайн-сервис Публичная кадастровая карта (ПКК)
Значительная часть сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, согласно действующему законодательству, общедоступна. Это позволяет получать их любому заинтересованному лицу. Один из самых простых способов получить такие сведения - воспользоваться сервисом портала Росреестра «Публичная кадастровая карта». Данный ресурс в режиме онлайн предоставляет информацию об объектах недвижимости на всей территории Российской Федерации. Информация представлена на карте в графическом и текстовом виде. С помощью ПКК можно узнать кадастровый номер, местоположение (адрес), размеры и площадь, кадастровую стоимость, форму собственности, дату постановки на кадастровый учет, кадастровую стоимость, иные индивидуальные параметры объекта недвижимости.
3. «Личный кабинет правообладателя»
Сервис позволяет собственнику, независимо от местонахождения, просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости, оперативно получать уведомления об изменении их характеристик (адресе, площади, кадастровой стоимости, доле в праве собственности и т.п.), об ограничениях прав, арестах на имущество, а также о других юридически значимых действиях. Кроме того, сервис позволяет подавать запросы о предоставлении сведений из ЕГРН, получать государственные услуги Росреестра и проверять статус рассмотрения запроса или заявления. Для входа в Личный кабинет требуется учетная запись портала госуслуг.
4. Сервис для учета и регистрации недвижимости
С помощью электронных сервисов Росреестра можно поставить объект недвижимости на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности. Сервис работает через «Личный кабинет правообладателя» аналогично сервису получения сведений из ЕГРН.
5. Онлайн-сервис «Жизненные ситуации»
Сервис позволяет в удобной и наглядной форме получить информацию о составе пакета документов для оформления разных видов сделок с недвижимостью или осуществления необходимых учетно-регистрационных действий. Для более точного формирования списка необходимых документов предлагается ответить на ряд уточняющих вопросов. На основании полученных ответов система выдаст перечень требуемых документов, укажет максимальные сроки предоставления услуги и информацию о размере госпошлины. Список можно распечатать либо сохранить.
6. Онлайн-сервис «Проверка электронного документа»
С помощью сервиса «Проверка электронного документа» можно сформировать печатное представление выписки из ЕГРН, полученной в формате xml, а также удостовериться в подлинности электронной подписи. Для этого требуется загрузить xml-файл выписки и sig-файл электронной подписи и ввести текст с картинки. Полученные сведения можно распечатать или сохранить как файл PDF.
7. Онлайн-сервис «Справочная информация по объектам недвижимости online»
С помощью сервиса можно получить общедоступную информацию об объекте недвижимого имущества: размеры, местоположение (адрес), кадастровую стоимость, а также наличие зарегистрированных ограничений (обременений) прав в ЕГРН. Эти сведения полезны в качестве информации для предварительной проверки объекта недвижимости перед совершением сделки.
8. «Фонд данных государственной кадастровой оценки»
Ресурс позволяет в режиме реального времени ознакомиться с отчетами об определении кадастровой стоимости недвижимости, отчетами об оценке рыночной стоимости, а также с систематизированными сведениями об объектах оценки.
9. Сервис по изготовлению электронной подписи
Получать различные государственные и муниципальные услуги не выходя из дома могут владельцы сертификатов электронной цифровой подписи. С помощью сертификата можно оформить права на недвижимость или совершить сделку.
Для получения электронной подписи удостоверяющего центра Кадастровой палаты надо зарегистрироваться на сайте https://uc.kadastr.ru/ сформировать заявку и оплатить услугу. Дальнейшую процедуру удостоверения личности можно пройти в офисе учреждения или пригласив специалиста на дом. Сразу после идентификации сертификат электронной подписи будет доступен на сайте в личном кабинете.
Алтайский край вошел в пятерку территорий СФО, включенных в пилотный проект госпрограммы «Национальная система пространственных данных»
Росреестр провел совещание в режиме видеосвязи под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе В.М. Головко и руководителя Росреестра О.А. Скуфинского по вопросу создания в округе национальной системы пространственных данных (НСПД) и реализации проекта «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями». На совещании также присутствовали главы и представители Правительств регионов.
Алтайский край, наряду с Новосибирской, Иркутской, Кемеровской и Томской областями, вошел в пятерку субъектов Сибирского федерального округа в качестве пилотного региона, где внедрение госпрограммы планируется уже в 2023-м году.
Как отметил присутствовавший на совещании руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Юрий Калашников: «Создание национальной системы пространственных данных имеет важное значение для каждого региона. С практической точки зрения полный и точный Реестр является не только одним из базовых условий повышения качества государственных услуг и снижения сроков их предоставления, но и важным условием для улучшения инвестиционного климата, что сегодня стратегически важно».
Напомним, помимо пилотного проекта по реализации госпрограммы НСПД, Минэкономразвития России включил Алтайский край в перечень 30-ти пилотных регионов по внедрению инвестиционного стандарта. В эту работу, помимо регионов, вовлечены профильные федеральные органы исполнительной власти: Минстрой, Минэнерго, Минтранс и Росреестр. В пилотных регионах инвестстандарт должен быть введен в 2022 году (в остальных регионах – в 2024-м). В рамках этой работы действует «дорожная карта» по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями, разработанная Правительством Алтайского края и алтайским Росреестром.
«Созданию в регионе Национальной системы пространственных данных, как и решению задач по внедрению инвестстандарта, в значительной степени способствуют три основные вещи: четкая регламентация и понятность действий органа государственной власти при оказании государственных услуг, а также качество и скорость предоставления государственных услуг», – считает присутствовавшая на совещании заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Бандурова.
Указанные задачи являются приоритетными для алтайского Росреестра, что уже сегодня дает положительные результаты.
Так, в 2022 году средний срок государственной регистрации прав составил 1 рабочий день; государственного кадастрового учета - 2 рабочих дня, а благодаря активному развитию электронных услуг и сервисов Росреестра на территории региона, более 92% ипотечных сделок в 2022 году зарегистрированы менее чем за 24 часа.
Кроме того, алтайский Росреестр имеет высокий процент подачи документов в электронном виде от органов власти и местного самоуправления – 98%.
Аналог личной подписи
В настоящее время электронная подпись (ЭЦП) - незаменимый инструмент для электронного документооборота. Любой житель страны может получить электронную подпись и использовать ее в различных сферах. В том числе, ЭЦП необходима для операций с недвижимостью в электронном виде.
Для получения большинства государственных и муниципальных услуг требуется посетить офис МФЦ, предъявить паспорт и поставить подпись. А если нет времени или возможности обращаться в МФЦ, существует удобный и доступный способ — получение услуг в электронном виде. С помощью ЭЦП происходит идентификация личности получателя госуслуг и удостоверяется сам факт его обращения.
В настоящее время для дистанционного оформления сделок купли-продажи или дарения недвижимости ее собственнику необходимо предварительно представить в Росреестр бумажное заявление о возможности регистрации перехода прав с использованием электронной подписи. По усмотрению владельца такое разрешение может распространяться как на один объект, так и на всю принадлежащую ему недвижимость.
«Владельцы сертификатов электронной подписи, изготавливаемых удостоверяющим центром Кадастровой палаты, могут беспрепятственно получать различные государственные и муниципальные услуги. Будучи аналогом собственноручной, электронная подпись подходит для постоянного применения в повседневной жизни. Например, не выходя из дома заверить электронные документы, получить выписку из ЕГРН, поставить земельный участок на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на недвижимость и многое другое», - отметил заместитель директора Кадастровой палаты по Алтайскому краю Дмитрий Николаиди.
Чтобы получить сертификат электронной подписи, нужно зарегистрироваться на сайте Удостоверяющего центра, подать запрос в «Личном кабинете» и оплатить услугу. Далее необходимо пройти процедуру удостоверения личности в пункте оказания услуги. Это необходимая процедура, подтверждающая получение электронной подписи именно ее владельцем. Для создания сертификата электронной подписи вам потребуется предоставить пакет документов, в который входят оригиналы документов: паспорт, СНИЛС – страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, ИНН – индивидуальный номер налогоплательщика.
Получить подробную информацию о работе Центра и оформлении ЭЦП можно несколькими способами:
- по телефону 8 (3852) 55-76-47;
- непосредственно в офисе межрайонного отдела Кадастровой палаты по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д. 3А;
- направить сообщение на адрес электронной почты: dostavka@22.kadastr.ru.